К специальным условиям обучения относятся:
• Использование адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана.
• Использование специальных методов обучения и воспитания. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы.
• Использование специальных учебников и специальных учебных пособий, дидактических материалов.
• Использование специальных технических и средств обучения как коллективного, так и индивидуального пользования.
• Предоставление услуг ассистента (помощника) или тьютора.
• Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
• Обеспечение доступа в здание образовательного учреждения.
Все перечисленные условия должны способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, социальному развитию обучающихся детей с ОВЗ, в том числе через организацию системы инклюзивного образования.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение включает:
• Наличие в штатном расписании специалистов (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор).
• Проведение комплексной диагностики особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов.
• Разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
• Реализация мероприятий (проведение коррекционных занятий) в соответствии с ИОМ
• Отслеживание динамики развития ребенка.
• Консультирование специалистами педагогов и родителей, оказание методической помощи.
• Анализ эффективности работы команды специалистов.
• Психологическая поддержка всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся).
• Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения — право родителя!
Создание специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации
Для лиц имеющих инвалидность, обучающихся по основным программам и не нуждающихся в создании специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ — увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа без заключения ПМПК.
Основанием для создания специальных условий является заключение ПМПК:
• выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ)
• увеличение продолжительности на 1,5 часа
• организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур
• организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений)
• предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ребенка: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания)
• организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ПМПК).
В основе работы с детьми ОВЗ лежит социальная адаптация, предоставление равных возможностей для всех обучающихся.
В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами:
Материально-технические условия реализации АООП
Школьное оборудование для детей с ОВЗ — необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками.
В МАОУ «СОШ р.п. Соколовый» для детей с ОВЗ (установлены пандусы, кнопка вызова, тактильные пиктограммы, тактильная вывеска с режимом работы школы).
МАОУ «СОШ р.п. Соколовый» вправе применять дистанционные образовательные технологии в случаях, если ребенок обучается на дому, по состоянию здоровья не может посещать образовательную организацию, проходит лечение и т.д. при отсутствии медицинских противопоказаний.
При организации дистанционного обучения дети обеспечиваются полным комплектом компьютерного и периферийного оборудования.
Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с ОВЗ, соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в области:
• соблюдения санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
• обеспечения санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.);
• обеспечения социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
• соблюдения пожарной и электробезопасности;
• соблюдения требований охраны труда;
• соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и другого;
• обеспечения беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
МАОУ «СОШ р.п. Соколовый» обеспечивает выделение отдельного специально оборудованного помещения для реализации курсов коррекционно-развивающей области и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Обеспечено комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в образовательной организации, включающее:
• введение в штатное расписание необходимых должностей для предоставления психолого-педагогического сопровождения, обозначенных в заключении ПМПК; в случае отсутствия в образовательной организации кадрового ресурса, обеспечивающего предоставление специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ.
• реализацию индивидуальных учебных планов или индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ, включающих при необходимости индивидуальные учебные планы, с целью максимальной индивидуализации образовательного процесса;
• организацию предоставления необходимого количества часов психолого-педагогического сопровождения АООП
Организация выявления и сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, проявивших выдающиеся способности
Дети с ОВЗ принимают участие в мероприятиях по развитию талантов и способностей, проводимых в школе.
МАОУ «СОШ р.п. Соколовый» обеспечивает возможность развития талантов и способностей каждого ребенка, в том числе обучающегося с ОВЗ. Обязательными действиями школы по данному направлению являются:
• обеспечение возможности посещения программ дополнительного образования.
• обеспечение без дискриминации возможности участия обучающихся с ОВЗ в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по любым предметам;
• в случае выхода обучающегося с ОВЗ в муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников школа заранее (не менее чем за неделю) связывается с организатором муниципального этапа для обеспечения необходимых условий (безбарьерная среда, ассистент, увеличенный шрифт, увеличенное время выполнения заданий на 30% и т.п.).
• предоставляет дополнительное время (увеличенное на 30%) обучающимися с ОВЗ, у которых чтение условий и запись решений олимпиадных задач занимает больше времени (обучающиеся с нарушениями зрения, с нарушением опорно-двигательного аппарата и т.д.);
• разрешает родителю или законному представителю сопровождать ребенка с ОВЗ на сборах по подготовке к олимпиадам и на выездных заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников;
• обеспечивает участие педагогов-психологов на муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников, заключительных этапах олимпиады школьников в целях психологического сопровождения детей с ОВЗ.
В процессе обучения на каждой ступени с детьми работает психолого-педагогическая служба.
Педагоги школы являются постоянными участниками вебинаров. Учителя принимают участие в конференциях, семинарах и круглых столах